3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Обязательная часть

3.1.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Образовательная программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

  1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
  2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
  3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
  4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
  5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
  6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
  7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

 

3.1.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, наряду с требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования предусматривает требования к условиям ее реализации (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым), а также требованиям к развивающей предметно-пространственной среде

Для успешной реализации Программы в детском саду «Моё Солнышко» создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая полноценное физическое, художественно-эстетическое , познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие детей. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, а также территории, прилегающей к детскому саду, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей их развития. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Образовательное пространство детского сада АНОО ДО «Моё Солнышко» оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, безопасная доступная вариативная полифункциональная.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами: двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, и т.д.: наличие полифункциональных( не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности. Вариативность среды предполагает: наличие в детском саду различных пространств ( для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все 83 основных вида детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Оборудование помещений детского сада является безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон ( «центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книг, игрушек, материалов для творчества, развивающее оборудование и т.д.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение «центров» меняется в соответствии с календарно-тематическим планированием образовательного процесса. В качестве таких центров выступают:

— уголок для сюжетно-ролевых игр;

— уголок ряжения (для театрализованных игр);

— книжный уголок;

— зона для настольно-печатных игр;

— выставки (детского рисунка, детского творчества, изделий народных

мастеров и т.д.);

— уголок природы( наблюдений за природой);

— спортивный уголок;

— уголок для игр с песком;

— уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей

(конструктивной, изобразительной, музыкальной и др;

— игровой центр с крупными мягкими конструкциями( блоки, домики,

тоннели и пр.);

— игровой уголок ( с игрушками, строительным материалом).

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает различные виды деятельности для детей дошкольного возраста:

— игровая;

— коммуникативная;

— познавательно-исследовательская;

— восприятие художественной литературы и фольклора;

— самообслуживание и элементарный труд;

— конструирование из разного материала;

— изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

— музыкальная;

— двигательная.

 

3.1.3. Кадровые условия реализации Образовательной программы

Для реализации Программы АНОО ДО «Моё Солнышко» каждое структурное подразделение Организации должно быть укомплектовано квалифицированными специалистами:

  • Руководитель
  • Педагогические работники
  • Педагог-психолог
  • Учитель-логопед
  • Музыкальный руководитель
  • Инструктор по физической культуре
  • Помощник воспитателя

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. №761н, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010г., рег.№ 18638) с изменениями внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития российской Федерации от 31 мая 2011г. №448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011г., рег.№ 21240).

Реализация Программы осуществляется:

1) педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации.

2) учебно-вспомогательными работниками в группе в течение всего времени пребывания  воспитанников в Организации. Каждая группа должна непрерывно сопровождаться одним или несколькими учебно-вспомогательными работниками.

3) иными педагогическими работниками, вне зависимости  от продолжительности пребывания воспитанников в Организации.

Для реализации и обеспечения реализации  Программы требует от Организации осуществления управления, ведения бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной и хозяйственной деятельности, организации необходимого медицинского обслуживания. Для решения этих задач руководитель Организации вправе заключать договора гражданско-правового характера и совершать иные действия в рамках своих полномочий.

В целях эффективной реализации Программы Организация должна создать условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т.ч. их дополнительного профессионального  образования. Программой предусмотрены различные формы и программы дополнительного профессионального образования, в т.ч. учитывающие особенности реализуемой основной образовательной программы.

Организация самостоятельно или с привлечением других организаций и партнеров обеспечивает консультативную поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования детей, в том числе реализации программ дополнительного образования. Организация осуществляет организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы.